Вы здесь

Рапира

средний рейтинг: 3.8 (148 голосов)

Рапира, первая половина 17 века Рапира - относительно тонкий и острый меч, используемый в основном для колющих ударов, распространенный в Европе в 16-17 веках.

Описание рапиры

Рапира имеет относительно длинный клинок с характерным эфесом сложной формы, сконструированным для обеспечения защиты руки, удерживающей меч. В то время как клинок могло быть достаточно широким, чтобы его можно было заточить в некоторой степени (но нигде его ширина не приближалась к ширине клинков несколько более тяжелых мечей, используемых в Средневековье), основное свойство рапиры - это способность наносить быстрые колющие удары. Клинок рапиры могло бы быть заточен вдоль всей его длины, мог быть заточен только от центра до острия (как описано у Рудольфа Капоферро - итальянского мастера фехования начала 17 века). Паллавичини, мастер рапиры 1670 годов, который настоятельно защищал использование обоюдоострых клинков. Типичная рапира весила 1 килограмм и имела относительно длинный и тонкий клинок шириной 2.5 см или меньше, с длиной 1 м или больше, который заканчивался острым концом.

Термин «рапира» в основном относится к колющему мечу с клинком более длинным и более тонким, чем у так называемого «бокового меча» (итальянскоого спада де лато), но более тяжелым, чем у шпаги, более легкого оружия, которое появилось в 18 веке и позже, но точная форма клинка и эфеса часто зависит от того, кто ее описывает, и когда. "Рапира" относится к раннему спада де лато (подобному espada ropera), через период расцвета рапир на протяжении 17 века, и относится к шпагам и дуэльному оружию, таким образом контекст важен для понимания значения слова «рапира». (Термин «боковой меч», используемый среди небольшого количества современных реконструкторов исторических боевых искусств, является прямям переводом итальянского «spada da lato» - термина, введенного много позднее итальянскими смотрителями музеев, и не относится к тонкой, длинной рапире, а только к раннему итальянскому мечу 16 века с более широким и более коротким клинком, который считают и его предком и современником).

Важно помнить, что слово «рапира» не использовалось итальянским, испанским, и французскими владельцами во время расцвета этого меча, вместо него использовались термины «spada», «espada» и «epee» (или «espee») - как общие термины для слова «меч». Из-за этого, а так же как из-за большого количества вариаций мечей в 16-17 веках, некоторые исследователи просто описывают рапиру как одноручный обоюдоострый меч с прямым клинком, который самодостаточен как для нападения, так и для защиты, не требуя парного ему оружия. Чтобы избежать беспорядка смешения всех типов мечей вместе, некоторые категоризируют мечи в соответствии с их функциями и использованием. Например, Джон Клементс категоризирует колющие мечи с плохими рубящими характеристиками как рапиры, а мечи с хорошей способностью как колоть, так и рубить, как колюще-рубящие мечи. Некоторые исследователи, однако, рассматривают рапиру на всем протяжении времени ее существования, и делают вывод, что рапира никогда не вписывалась в какое-то единственное определение. В значительной степени во всей Европе оружие менялось в зависимости от культуры и предписанного стиля борьбы; будь это итальянская, испанская, или какая-либо другая школа фехтования, таким образом, длина и ширина клинка, варианты эфеса и даже отсутствие либо местоположение лезвия (или лезвий) отличались в одно и то же время. Одни носили рапиру с плетеным эфесом и лезвиями, другие же в то же самое время имели рапиру с чашеобразным эфесом и отсутствующим лезвием.

Части рапиры

Эфес

Рапира из Шильонского замка, Швейцария Рапиры часто имеют сложный, широкий эфес, разработанный для защиты руки, удерживающей меч. Кольца продолжались вперед от крестовины гарды. Позднее эти кольца были покрыты металлическими пластинами, и, в конечном счете, развились в чашеобразный эфес в более поздних рапирах. Многие эфесы включали в себя изогнутую дугу, идущую от перекрестия, и защищающую эфес, которая обычно выполнялась из дерева, обернутым шнуром, кожей или проволокой. Массивное навершие (часто декоративное), закрепляло эфес и балансировало длинный клинок.

Клинок

Различные специалисты по рапирам делили клинок на две, три, четыре, пять или даже девять частей. Forte («сильная часть»), это та его часть, которая расположена ближе всего к эфесу; в случаях, если специалист делил клинок на четное число частей, это - первая половина клинка. Debole («слабая часть»), это часть клинка, которая включает острие и вторую половину клинка (в случае, если клинок делится на четное число частей). Однако некоторые специалисты по рапирам делят клинок на три части (или даже на кратное трем количество частей), в этом случае центральную треть клинка, между forte и debole, часто называют medio или terzo.

Рикассо (пята клинка) - это часть клинка, обычно не заточенная, который идет вперед от крестовины или квиллиона, и которая защищена сложным эфесом.

История рапиры

Рапира начала развиваться приблизительно в 1500 году как испанский espada ropera, или «меч для платья» (то есть не для доспеха). Espada ropera был гражданским колюще-режущим мечом для самозащиты и дуэлей, в то время как более ранние мечи были в основном предназначены для поля битвы. В течение 16 века появилось множество нового одноручного гражданского оружия, включая немецкий Rappier, другой колюще-режущий меч, используемый для развлекательного/тренировочного фехтования, как это описано в руководстве по фехтованию Яхима Мейера 1570 года. 1570 год был так же годом, в который итальянский оружейник Синьор Россо Бенелли обосновался в Англии и продвигал использование рапиры для уколов, как альтернативе рубяще-режущим ударам, во время поединка. Однако, английское слово «рапира» вообще относится к прежде всего колющему оружию, получившему развитие в 1600 годах в результате геометрических теорий таких мастеров, как Камило Агриппа и Рудольфа Капоферро.

Рапира стала чрезвычайно модной всюду в Европе среди богатых слоев общества, но также имела и своих критиков. Некоторые, такие как Джордж Силвер, относились неодобрительно к техническому потенциалу рапир, и к их дуэльному предназначению.

Этимология слова «рапира» неясна. Шарль Дюканж его труде «Glossarium mediae и infimae Latinitatis», ссылается на форму «Rapperia» в латинских текстах с 1511 года. Он упоминает этимологию происхождения слова из греческого «чтобы ударить». Однако, Walter William Skeat предположил, что «rapier» может произойти из «raspiere» («кочерга»), и что это мог быть высокомерный термин, введенный старшими фехтовальщиками на рубяще-режущих мечах, для этого нового меча. Самый вероятный корень термина «рапира», однако, вероятно, происходит от испанского «ropera», которое происходит от «изящное платье», таким образом, рапира дословно означала «меч для платья».

Сочетая быструю реакцию с большой досягаемостью, рапира хорошо подходила для гражданских сражений в 16-17 веках. В то время как военные рубяще-режущие мечи продолжали развиваться, чтобы удовлетворить новым потребности на поле боя, рапиры развивались, чтобы удовлетворить потребностям гражданских поединков, в конечном счете, становясь все легкими и более короткими. В последствие, рапира начала уступать место шпаге.

К 1715 году рапира была в значительной степени заменена более легкой шпагой на большей части Европы, хотя и продолжала использоваться, как следует из трактататов Дональда МакБана (1728 год), П. Д. Ф. Джеральда (1736 год) и Доменико Анжело (1787 год).

Исторические школы фехтования на рапирах

Италия

  • Antonio Manciolino, Opera Nova per Imparare a Combattere, & Schermire d'ogni sorte Armi - 1531 год
  • Achille Marozzo, Opera Nova Chiamata Duello, O Vero Fiore dell'Armi de Singulari Abattimenti Offensivi, & Diffensivi - 1536 год
  • Anonimo Bolognese, L'Arte della Spada (Рукописи M-345/M-346) - (начало или середина 1500 годов)
  • Giovanni dall'Agocchie, Dell'Arte di Scrimia - 1572 год
  • Angelo Viggiani dal Montone, Trattato dello Schermo - 1575 год
  • Camillo Agrippa, Trattato di Scientia d'Arme con un Dialogo di Filosofia - 1553 год
  • Giacomo di Grassi, Ragion di Adoprar Sicuramente l'Arme si da Offesa, come da Difesa - 1570 год
  • Marco Docciolini, Trattato in Materia di Scherma - 1601 год
  • Salvator Fabris, De lo Schermo ovvero Scienza d'Armi - 1606 год
  • Nicoletto Giganti, Scola overo Teatro - 1606 год
  • Ridolfo Capoferro, Gran Simulacro dell'Arte e dell'Uso della Scherma - 1610 год
  • Francesco Alfieri, La Scherma di Francesco Alfieri - 1640 год
  • Giuseppe Morsicato Pallavicini, La Scherma Illustrata - 1670 год
  • Francesco Antonio Marcelli, Regole della Scherma - 1686 год
  • Bondi' di Mazo, La Spada Maestra - 1696 год

Испания

  • Camillo Agrippa
  • Jeronimo Sanchez de Carranza, De la Philosofia de las Armas - 1569 год.
  • Luis Pacheco de Narvaez, Libro de las Grandezas de la Espada - 1599 год.

Нидерланды

  • Girard Thibault, Academie de l'Espee, ou se demonstrant par Reigles mathematiques, sur le fondement Cercle Mysterieu - 1628 год.

Франция

  • Charles Bisnard - 1653 год
  • Monsieur L'Abbat - 1669 год

Англия

  • Joseph Swetnam, The Schoole of the Noble and Worthy Science of Defence - 1617 год
  • The Pallas Armata - 1639 год

Германия

  • Paulus Hector Mair, Opus Amplissimum de Arte Athletica - 1542 год
  • Joachim Meyer, Thorough Descriptions of the free Knightly and Noble Art of Fencing - 1570 год
  • Jakob Sutor, Neu Kunstliches Fechtbuch - 1612 год

Классическое фехтование

Классические школы фехтования утверждают, что унаследовали аспекты форм рапиры в их системах. В 1885 году, учитель фехтования Эджерон Кастл написал: «есть мало сомнений, что французская система фехтования может быть прослежена к ее происхождению, к древнему итальянскому искусству фехтования; современная итальянская школа, конечно же произошла от того же источника». Эджерон Кастл отмечал, что «итальянцы сохранили форму рапиры, с чашкой, пас-даном (фр. Pas D`ane - термин для описания одного из овалов, формирующих сложную гарду), и квиллионами, но с тонким четырехгранным клинком».

Массовая культура и развлечения

Несмотря на широкое использование рапиры в 16-17 веках, множество фильмов про этот период показывают фехтовальщиков со шпагами. Настоящий бой на рапирах не имел молниеносных уколов и изображаемого парирования ударов. Режиссер Ричарж Лестер попытался более точно показать традиционную технику фехтования на рапирах в фильмах «Три мушкетера» и «Четыре мушкетера». С тех пор многие более поздние фильмы, такие как «Принцесс-невеста» и «Королева Марго» использовали рапиры, а не более позднее оружие, хотя хореография боя не всегда точно изображала исторические методы фехтования.

 
Пожалуйста, подождите...