Фалькс - оружие, схожее с серпом, с изогнутым клинком, лезвие которого заострялось по внутренней кромке. Использовался фракийцами и даками. Похожий вид приспособлений так же использовался в виде осадных крюков римлянами (орудие применялось для вытаскивания камней из стены во время осады).
Этимология
«Falx» - это латинское слово, первоначально означало «серп», но позднее оно использовалось для обозначения любого вида инструмента, у которого был изогнутый клинок с заострённым внутренним краем. Фалькс также использовался для обозначения оружия (особенно оружия фракийцев или дакийцев) и, позже, осадного крюка, которым пользовались римляне.
Дакийский фалькс
В латинских текстах данный вид оружия было описан как «Ensis falcatus» (откуда и произошло название другого меча - фалькаты) по Овидию, в "Metamorphose", именовался как «falx supina», по Ювеналию как «Satiriae».
Дакийский фалькс бывает двух типов (на основании размеров): одноручный или двуручный. Более короткий вариант назывался "сика" ("серп" на дакийском языке) (Valerius Maximus, III, 2.12) с длиной клинка, которая варьировалось но обычно была около 40 см в длину и с рукоятью примерно в одну треть клинка. Двуручный фалькс был древковым оружием. Он состоял из деревянного древка длиной около 1 метра, с длинным изогнутым железным клинком, прикрепленным к концу древка почти равного с ним длины. Археологические свидетельства указывают на то, что некоторые виды одноручного фалькса, при необходимости, также использовали и как двуручное оружие.
Клинок имел заточенное лезвие только с внутренней стороны, что считалось чрезвычайно эффективным для нанесения рубящего удара. Однако подобная конструкция оставляла своего владельца уязвимым. Оружие это могло использоваться только двумя руками, и, в таком случае, воин не мог держать щит. Можно предположить, что длина двуручного фалькса позволяла обрушать его с огромной силой на противника. Найденные на раскопках пронзённые шлемы и щиты, расколотые мечи - говорят о том что двуручный фалькс при правильной технике способен был расколоть щит на две части одним ударом. В качестве альтернативы его можно было использовать как крюк чтобы отцеплять от врагов щиты и резать их уязвимые конечности, либо же наносить удары по касательной, вовсе минуя щиты. Изогнутое вовнутрь остриё при грамотном использовании могло пробить доспех или плоть цели закрытой щитом, что делало даже самые укреплённые щиты гораздо менее эффективными против воина, вооружённого фальксом.
Колонна Траяна является памятником императорского завоевания Дакии. Массивное основание покрыто рельефами различных трофеев дакийского оружия и включает в себя несколько иллюстраций двуручного фалькса. Сама колонна имеет спиралевидную структуру, которая рассказывает историю войн даков. На изображениях почти все вооруженные даки имеют щиты и поэтому не могут использовать двуручный фалькс. Точный вид оружия у тех немногих, кто показан без щитов, не может быть определен с полной уверенностью. Барельеф колонны Траяна также показывает даков, которые использовали меньший по размерам меч, нежели фалькс. Тем не менее, эта колонна также в значительной степени стилизована, поскольку скульптор, как полагают, работал на основе потеряных записей Траяна и вряд ли сам был свидетелем событий. Еще одна проблема заключается в том, что большая часть оружия на памятнике была изготовлена из металла, который с тех пор уже разрушился.
Считается, что памятник Адамклиси, построенный Траяном в память о римлянах погибших в результате контратаки даков в Мезии, был возведён солдатами, сражавшимися там, поэтому он может быть более точным. На этом столбе показаны четыре различных типа фалькса, в то время как у Траяна изображён только один тип, который не похож ни на один встреченный в памятнике Адамклиси. Из - за этого историки не пришли к общему мнению, на котором из источников изображение более достоверно. Но было отмечено, что если фалькс на колонне Траяна является более историчным, то не было бы никакой необходимости изменять римский доспех в сторону усиления. Обе колонны показывают, что даки сражаются без доспехов, кроме щитов, хотя некоторые из них, на Адамклиси, всё же носят шлемы. Некоторые историки полагают, что доспехи не были изображены, чтобы отличать даков от римлян, поскольку оба вида войск использовали один и тот же вид щитов. Другие источники указывают, что даки к тому времени подверглись романизации, то есть использовали римскую военную тактику, а иногда и носили доспехи в римском стиле. Вполне вероятно, что по крайней мере дворяне носили доспехи и, если в руках у них были фальксы, эти воины являли собой серьезную угрозу.
Эффективность
Во время войн Даки исследователи подметили, что только десять процентов иберийских и галльских воинов имели возможность пользоваться мечами, обычно это была знать. В отличие от этого, дакийцы имели более богатые ресурсы в виде кузнецов и залежей железа. Очевидно что в связи с этим и большой процент даков могли позволить себе мечи, что значительно снижало военное преимущество Рима.
Маркус Корнелиус Фронто описал большие зияющие раны, которые наносили фальксами, и его опыт показал, что удар фальксом легко проникал в сегменты доспеха римлян, выводя из строя большое количество воинов. Эти эксперименты также показали, что техника ударов фальксом наиболее эффективна при воздействии на голову, плечи, ноги и особенно на правую (держащую меч) руку, которую обычно немного выставляли из за щита. Легионер, потерявший возможность использовать правую руку, становился серьезным бременем для своего подразделения в бою.
Во время завоевания Дакии опыт Цезаря Траяна является единственным известным примером адаптации личного снаряжения римской армией во время кампании, и вполне вероятно, что это была ответная реакция на такое смертоносное оружие как фалькс. Римские легионеры прикрепляли поперечные, усиливающие, железные полосы к своим шлемам (образуя «гребни») - очевидно что это поздние модификации, потому что их грубо примененяли к уже существующим рельефным украшениям. Легионы также возобновили ношение таких видов брони как лорика хамата и лорика сквамата для дакийской кампании, так как оба эти вида доспехов были более гибкими, чем современные на то время доспехи сегментного типа, и могли распределять урон на более обширные участки тела. Кроме того, оба этих старых вида брони получили уникальные модификации. Ряд птеруг (защитных полос из кожи или льна) был добавлен в рукава. К юбке был добавлен двойной ряд птеруг, и под ними надевалось тяжелая стеганая одежда. Римские доспехи того времени оставляли конечности незащищенными. Траян ввел в действие специальную защиту для правой руки, которая раньше использовалась только гладиаторами и которая, после завершения Дакийской кампании, никогда позднее не использовалась солдатами. Кроме того в тот период стали использоваться поножи и своеобразная защита для рук - маника.
Фракийский фалькс
Фракийцы также использовали фалькс. Но они применяли и ромфеи - оружие, очень похожее на двуручный фалькс, но гораздо менее изогнутое.
Конструкция фалькса
Двуручный фалькс явно относится к реплике фракийской ромфеи. Это оружие является симбионтом меча и копья, эволюционировавшего, по сути, из колющего копья в ударное древковое оружие. Клинок стал более выраженным и резко изогнулся, для того, чтобы можно было наносить очень эффективные режущие и рубящие удары. Это радикальное изкривление превратило фалькс в чисто наступательное оружие, которое можно было использовать против разобщённых или разбитых сил противника. Как правило, враг атаковался устойчивым градом дистанционного оружия: копей, дротиков, стрел и пращей, прежде чем на его формирования нападали воины, использующие фальксы и буквально, "разрезали" строй на куски.
Предком двуручного фалькса возможно был сельскохозяйственый инструмент, используемый, при необходимости, в качестве импровизированного оружия, способом, аналогичным вульжу. Одноручный фалькс, возможно, был разработан на основе серпа, хотя сельскохозяйственные серпы того времени, как правило, были в длинну весьма малы - не более 30 см или около того.
Во времена войн Рима с Дакией изготовление длинного острого клинка было технически сложной задачей. Таким образом, возможно, что большой двуручный фалькс был знаковым оружием, показывающим высокий статус своего владельца и использовался только лучшими воинами.