Кабутовари (японский: 兜割 , литературное «разбиватель шлема» или «пробиватель черепа»), также известный как хативари, был своеобразным типом клинкового оружия, по форме и во многих других отношениях похожим на дзюттэ. Кабутовари носили в качестве дополнительного оружия класс самураев в феодальной Японии.
Типы кабутовари
Кабутовари были обычно около 35 см в длину, некоторые более крупные версии имеют длину около 45 см. Существовали два типа кабутовари: кинжального типа и дубиночного типа.
Кинжальный тип производили с острым, похожим на кинжал клинком, такой кабутовари мог использоваться для парирования ударов меча противника, для зацепления шнуров доспеха (в том числе шлема) или как своеобразный «консервный нож» для отделения пластин брони. Острый наконечник мог пробить незащищенные или слабые участки доспеха противника, например в области подмышек. Этот тип кабутовари имел железный изогнутый острый клинок квадратного сечения с стальным крюком (в некоторых случаях шипом) на обухе. В бою этим крюком можно было парировать или ловить клинок, таким же образом как и в случае с дзюттэ. Некоторые кабутовари этого типа были сформированы в стиле танто с кошире.
Дубиночный тип не имел острых частей, был литым или откованным стальным оружием, похожим на дубинку, напоминающую теккан или определённые виды дзюттэ. Этот тип кабутовари имел ту же основную форму, что и кабутовари кинжального типа, включая крюк, но, обычно он не имел лезвий и острия и не предназначался для нанесения колющих или режущих ударов.
Использование
Предположительно, рассказы о самураях, пробивающих кабуто (шлем), являются более фольклорными, нежели чем правдивыми. «Хати» (чаша шлема) является центральным компонентом кабуто, он изготавливается из треугольных стальных или железных пластин, склепанных вместе по бокам и сверху большим толстым, своего рода, кольцом (так называемым техен-но-канамоно), а снизу - металлической полосой, которая окружает хати. Потребуется огромная сила воздействия, чтобы расколоть подобную конструкцию. Так предположение, что кабутовари каким-то образом можно было разбить или пробить шлем кабуто, скорее всего, неверно истолковывает название, которое имеет несколько значений. Так хати может означать череп или чашу шлема, а «вари» может означать, расколоть, разорвать, или разбить.
В наше время не существует ни одной рю (школы или стиля), которая бы тренировалась с кабутовари, хотя некоторые додзё в будзинкан будо тайдзюцу все еще тренируются с подобным видом оружия, ввиду продолжения традиций дзиттэдзюцу. Ряд розничных продавцов оружия в Японии по-прежнему продают кабутовари.