Эстетическую ценность криса формируют дапур (форма и конструкция клинка, которая насчитывает около 150 вариантов), памор (профиль украшения из металлического сплава на клинке, около 60 вариантов), и тангах (возраст и происхождение криса).
Клинок криса
Клинок криса называют "вилах" или "билах". Клинок криса обычно узкий с широким асимметричным основанием. Крис делает уникальным своеобразное волнистое лезвие; однако, у более старых реплик кинжала, выкованных со времён Маджапахита, есть и прямые лезвия, также, как и у более чем половины всех крисов произведённых до современной эры. Число искривлений на лезвии (известных как luk или lok) всегда нечетное. Общее количество волн от трех до тринадцати, встречаются клинки с числом изгибов до 29. В отличие от более старого прямого типа, у большей части крисов сегодня есть волнистые лезвия, которые, как предполагается, увеличивают серьезность ран, нанесённых жертве. Во время нанесения ударов крисом по незащищённой плоти волнистое лезвие разрезает больше кровеносных сосудов, в отличии от прямого лезвия, создавая более широкую рану. После получения таких повреждений жертва легко истекает кровью.
Согласно традиционной яванской религиозной традации, крис содержит все внутренние элементы природы: tirta (вода), bayu (ветер), agni (огонь), bantolo (земля, но также интерпретируется как металл или дерево, оба происходящие из земли), и aku (буквально: "я" или "мой", это означает, что у криса есть дух или душа). Все эти элементы присутствуют во время изготовления криса. Земля куётся огнем, раздуваемым ветром, а вода служит для охлаждения металла. На Бали крис связан с наги или драконом, который также символизирует оросительные каналы, реки, родники, колодцы, водопады и радуги; таким образом, волнистое лезвие символизирует движение змеи. Некоторые крисы имеют голову наги (дракона), вырезанную у основания с телом и хвостом следующим по кривому лезвию до острия. Волнистый крис является таким образом нагой в движении, агрессивный и живой. Прямой клинок показывает, что сила дракон в состоянии покоя, но он всегда готов к действию.
В старинные времена предполагалось, что клинки криса становились ядовитыми уже во время их создания, делая любую нанесённую им рану смертельной. Процесс создания ядовитых клинков держался среди кузнецов в большом секрете. Различные типы точильных камней, кислый сок цитрусовых и ядовитый мышьяк проявляли контраст между темно-серым железом и светлыми серебристыми никелесодержащими слоями, которые вместе формировали узор (памор), напоминающий дамасскую сталь.
Памор
У отличительных образцов памора есть определенные значения и имена, которые указывают на специальные волшебные свойства, которые они, как полагают, передают. Есть приблизительно 60 вариантов памора, признанных сегодня в традиционных клинках криса. Некоторые примеры памора включают «beras wutah», «udan Мас», «kembang kacang», «kembang pala» и «ladrang cendana». В ковке клинка криса используется железо с небольшим содержанием никеля, чтобы создавались определённые узоры. Едва уловимый узор памора можно найти в крисах Маджапахита, в кинжале который был изготовлен из железных руд с небольшим содержанием никеля. Скорее всего, эта железная руда была завезена с острова Сулавеси. Памор Луву из региона Луву достаточно хорошо известен в Сулавеси и Яве.
Лучший материал для создания памора, однако, получен довольно необычным способом, поскольку добывался он из редкого метеоритного железа. Традиционный материал памора для крисов кузнецов, связанных с Джокьякартой и Суракартой был добыт из железного метеорита, который упал на землю в конце 18-го века в районе храмового комплекса Прамбанан. Метеорит был выкопан и транспортирован в Кератон Суракарты; с того времени кузнецы Ворстенланден (территория Руаяля) использовали маленькие куски метеоритного железа, чтобы произвести памор для их крисов, а так же пики и другие статусные орудия. После травления клинка веществами с высокой кислотностью небольшой процент никеля, присутствующего в метеоритном железе, создавал невероятные отличительные серебристые узоры, которые слабо блестели на темном фоне железа или стали, темневшей под действием кислот.
Эфес
Ручка или рукоятка (hulu) порой являются настоящими объектами искусства, часто скрупулёзно вырезаны с учётом мельчайших деталей. Ручку изготавливали из различных материалов: драгоценных и редких типов древесины, золота и слоновой кости. Высеченные узоры часто напоминали различных животных и индуистских богов, хотя данная практика стала реже с введением ислама. На Бали ручки крисов сделаны так, что напоминают демонов, некоторые покрыты золотом и украшены полудрагоценными и драгоценными камнями, такими как рубины. В Яве ручки криса выполнены в различных типах, наиболее распространенной конструкцией является абстрактно стилизованное представление человека. У криса обычно бывает изогнутая кривая рукоятка, благодаря которой удобнее управляться кинжалом, а так же форма её позволяет придать держащей ладони лучшее давление на клинок, чтобы улучшить проникающее воздействие колющих ударов. Крис обеспечивает для руки только минимальную защиту, поскольку широкое лезвие доходит до самой рукояти. В редких случаях клинок может быть устроен таким образом, что его ось находится под углом к оси рукоятки. Предположительно такая конструкция клинка служит ещё и для того чтобы автоматически поворачиваясь, проскальзывать мимо ребер, однако на деле это работает не слишком эффективно и делает оружие менее прочным.
Ножны
Как и в случае с рукоятью, ножны криса (warangka) также являются объектом искусства. Они могут быть сделаны из различных материалов, обычно деревянная рама держала клинок, она могла быть покрыта различными металлами, такими как медь, железо, серебро, или даже золото. Обычно резьба на рамке выполнялась в стиле сулур (цветочных мотивах).
Ковка крисов
Создание криса было специализацией кузнецов, названных empu (буквально: "обладатель") или pandai besi (буквально: "опытный в железе"). На Яве почетное название эмпу относится к тем кузнецам, которые обладают специальными умениями по созданию криса. Согласно яванским верованиям эмпу должен обладать знанием, техническими навыками, а также духовной силой, чтобы оказывать на крис не только физическое воздействие, но ещё и духовное. Это требование должно было дифференцировать мастеров из общего числа кузнецов, которые в основном создавали общие металлические инструменты или оружие для крестьян, такие как паранг или голок. В старом Маджапахите кузнецы, ковавшие клинки, упоминаюся как «pande», и все считали, что те были в состоянии работать с горячим железом с голыми руками. Народ Маджапахита в конечном счете бежал в Бали, где ремесло было сохранено кланом панде и по сей день, члены которого изготавливают украшения. Кузнецы ковали клинки из слоёв различных железных руд и метеоритного никеля. Некоторые клинки могли быть выкованы в относительно короткое время, в то время как на изготовление более сложных видов оружия уходили годы. В высококачественных клинках криса металл сгибают десятки или сотни раз и обрабатывают с предельной точностью. Эмпу высоко ценились как мастера с обширными дополнительными знаниями в области литературы, истории и оккультизма.